Информационно-методический центр            "Человек, не читающий книг,
                    МБОУ "СОШ №9" г. Лесосибирска                                    удивительно скучен".
                                                                                                                      Е. Вильмонт

Секреты успешной учебы
     
Секрет 1 Учись, обучая
Именно этот секрет нам хотелось бы тебе раскрыть первым, потому что в дальнейшем он может помочь тебе освоить остальные.
Итак, повторим: чтобы что-то хорошо усвоить самому, можно (и нужно!) обучить этому другого!
Если ты решил воспользоваться нашими памятками и освоить секреты успешной учебы, выбери человека (своего друга, подругу или просто одноклассника, брата или сестру), которому ты будешь помогать в учебе. Конечно, этот человек должен согласиться принять твою помощь (ты должен убедиться в том, что ему действительно это нужно)! Передавать секреты успеха в учебе можно и взрослому: маме, папе, бабушке, дедушке...
Только не перегружай информацией своего слушателя, предлагай ее «маленькими порциями»!
Секреты успеха на уроке
- Успех на уроке обеспечивает не только качественная самостоятельная подготовка к нему, но и эффективная работа во время урока.
- Анализ ответов твоих одноклассников поможет не только лучше усвоить материал, но и усовершенствовать твои собственные ответы по форме и содержанию.
- Подготовить все необходимое для урока до звонка.
- Не отвлекаться, сосредоточиться на задании.
- Не выкрикивать с места, поднимать руку.
- Не жевать на уроке.
- Не болтать с соседом по парте.
- Не списывать.
- Подготавливать свой ответ.
- Соблюдать правила этикета.
- Сидеть ровно.
- Выключать мобильные телефоны.
- «Перерабатывать» информацию.
Готовясь к ответу на уроке:
1. Припомни содержание материала.
2. Подумай или запиши план ответа.
3. Выдели самое главное в теме, при ответе сконцентрируй на этом внимание.
4. Каждое положение обязательно доказывай, приводи примеры, но коротко и ясно.
5. Обязательно делай обобщения и выводы из сказанного.
6. При необходимости пользуйся таблицами, схемами, пособиями, моделями.
7. Если твой ответ требует доказательства экспериментом, подготовь заранее все необходимое.
................................................................................................................
Как лучше запомнить изучаемый материал
Интересные статьи про дисграфию (из Интернета) Записи в рубрике Интересные статьи про дисграфию (из Интернета) Дисграфия у школь

Учи материал в определённый час. Таким образом, ты приучишь мозг к наилучшему восприятию именно в это время. Это становится своего рода условным рефлексом, и ты запоминаешь быстрее и с меньшими усилиями. Вечерний час перед сном – прекрасное время для запоминания. Равно как и утренний час после пробуждения.
При запоминании необходимо знать и использовать канал восприятия, который является для тебя ведущим (ниже мы расскажем тебе, как определить ведущий канал восприятия). Для визуалов (обладающих зрительной памятью) важно «сфотографировать» стихотворение, зрительно представить образы, на которых построено стихотворение. Для кинестетиков - сопровождать заучивание параллельным действием (например, хлопки в ладоши в ритме стихотворения или любые другие движения). Аудиалам лучше учить стихотворение вслух, улавливая его ритм и особенности интонации, смысловые паузы, многократно повторяя стихотворение слушателям (пусть даже воображаемым). Дигиталам необходимо представить материал в виде схемы, таблицы и т.д. 
Часто повторяй материал, который учишь наизусть. Просмотри три, четыре, пять раз один и тот же текст. Через 24 часа после первого занятия ты забываешь наибольшую часть выученного текста. Поэтому первое повторение не должно быть позже 24 часов и раньше 5-6 часов после первого заучивания.
................................................................................................................

Секреты успешной домашней работы

К сожалению, школа, в которой не задают (или почти не задают) домашних заданий, – большая редкость. 
А раз домашнюю работу все-таки делать нужно, давайте вместе подумаем, как организовать самостоятельный труд,
чтобы он отнимал меньше времени и сил.
Итак, как лучше организовать самостоятельный труд:
1. Усилием воли усади себя за письменный стол
2. Подготовь рабочее место: на столе не должно быть ничего (обрати внимание, что мы не добавляем слова «лишнего», то есть стол должен быть абсолютно чистым).
3. Распредели время и следи за его расходованием в соответствии с планом работы (о том, как это делать, мы скажем ниже).
4. Чередуй выполнение «трудных», «легких», письменных и устных заданий.
5. Сделай один короткий (не более 15 минут) перерыв: немного подвигайся (можно потанцевать) под музыку, выпей сока или минеральной воды и продолжай выполнение домашних заданий.
6. Выполнив домашнюю работу, внимательно собери все необходимое к следующему учебному дню в портфель (сумку).
7. Обязательно отдохни!
................................................................................................................

Секреты успеха на уроке

Успех на уроке обеспечивает не только качественная самостоятельная подготовка к нему, но и эффективная работа во время урока. Анализ ответов твоих одноклассников поможет не только лучше усвоить материал, но и усовершенствовать твои собственные ответы по форме и содержанию. 
1. Подготовить все необходимое для урока до звонка. 
2. Не отвлекаться, сосредоточиться на задании. 
3. Не выкрикивать с места, поднимать руку. 
4. Не жевать на уроке. 
5. Не болтать с соседом по парте. 
6. Не списывать. 
7. Подготавливать свой ответ. 
8. Соблюдать правила этикета. 
9. Сидеть ровно. 
10. Выключать мобильные телефоны. 
11. «Перерабатывать» информацию. 
Готовясь к ответу на уроке:
1. Припомни содержание материала. 
2. Подумай или запиши план ответа. 
3. Выдели самое главное в теме, при ответе сконцентрируй на этом внимание. 
4. Каждое положение обязательно доказывай, приводи примеры, но коротко и ясно. 
5. Обязательно делай обобщения и выводы из сказанного. 
6. При необходимости пользуйся таблицами, схемами, пособиями, моделями. 
7. Если твой ответ требует доказательства экспериментом, подготовь заранее все необходимое.
................................................................................................................

Приёмы самоконтроля

Умение контролировать свою деятельность – одно из важнейших условий успеха в учёбе. 
До начала работы: 
1. Представь, какой результат ты предполагаешь получить. 
2. Определи общий объём работы, время которого она потребует. 
3. Наметь основные этапы работы, с чего начнёшь, что будешь выполнять потом. 
4. Прикинь, что для тебя представляет наибольшую трудность, на чём придётся задержаться. 
5. Определи, как ты будешь проверять результат, что ты будешь проверять в своей работе (например, в сочинении – его содержимое, оформление, отсутствие ошибок) 
6. В каком порядке ты будешь проверять, по каким образцам и нормам будешь оценивать. 
В ходе работы: 
1. Старайся удерживать во внимании намеченный предполагаемый результат. 
2. Несколько раз по ходу работы спрашивай себя, соответствует ли то, что ты делаешь, тому проекту, результат которого ты наметил получить. Это поможет предупредить ошибки в работе. 
В конце работы: 
Если допустил ошибку и нашёл в работе, стремись не только исправить её, но и найти причины. Для этого постарайся мысленно выполнить работу как бы в обратном порядке, чтобы найти ошибочное звено, это поможет тебе в следующий раз предусмотреть эту трудность. 
................................................................................................................

Работа с учебником и тетрадью

Работа с учебником
1. Внимательно прочитай название параграфа. Информация о содержании заключена уже в нём. Вспомни, что ты уже знаешь по данному вопросу, что читал, что слышал, посмотри записи в тетрадке.
2. Выдели основные части, главные мысли, наметь план текста.
3. Установи логическую связь и зависимость между сведения, изложенными в параграфе, попытайся составить опорный конспект, схемы, таблицы по тексту учебника.
4. Сравнивай, изучаемые явления, делай обобщения и выводы (эти мыслительные операции мы рассмотрим ниже).
5. Найди в тексте то, что необходимо выучить наизусть. Выучи этот материал, используя памятку «Как запоминать материал».
Как обобщать
1. Выдели главное понятие из данного тебе задания.
2. Проверь, как понимаешь его смысл.
3. Отбери основные типичные факты из материала. данной темы.
4. Сравни их между собой, выдели общее, главное, проанализируйте материал, проследи его развитие.
5. Сделай вывод, найди закономерность, главную идею, закон.
Как сравнивать
1. Установи основание для сравнения.
2. Определи цель сравнения: для чего сравниваешь?
3. Наметь план, по которому будешь сравнивать, прежде всего выдели главные признаки, по которым будешь сравнивать.
4. По плану находи сходства и различия между объектами, предметами, явлениями.
5. Сделай вывод из сравнения.
Работа с тетрадью
1. Оформление тетради:
- оберни тетрадь (используй для этого специальную обложку);
- аккуратно подпиши ее;
- записи производи синей ручкой, а темы выделяй зеленой (если учитель не предъявляет других требований);
- оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.
2. Ведение тетради:
- выполняй все работы (в т. ч. рисунки, схемы и др.) аккуратно;
- не рисуй и не записывай в тетради лишнего (не касающегося темы урока);
- не мни тетрадь;
- пиши аккуратно, разборчиво;
- не пачкай тетрадь;
- не стирай ручку резинкой;
- записывай правила и все самое важное по теме урока.
Умей проверять и исправлять ошибки:
- проверяй работу от начала к концу и наоборот;
- каждое слово читай по слогам;
- если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;
- если ты допустил ошибку, не расстраивайся – аккуратно зачеркни карандашом;
- не используй замазку;
- делай работу над ошибками (анализ ошибок);
- если ты не уверен, сначала пиши на черновике;
- подумай, а потом пиши.
3. Использование тетради:
- просматривай записи, сделанные в тетради;
- анализируй свои ошибки, просматривая различные виды работ.
................................................................................................................

Подготовка к контрольной работе

 Для того, чтобы хорошо выполнить контрольную работу, тебе необходимо повторить весь пройденный материал. 
1. Составь план повторения.
2. Обрати внимание в первую очередь на то, что слабо усвоено. Отмечай все неясные вопросы. При необходимости обратись за разъяснением к учителю или одноклассникам; пользуйся справочной литературой.
3. Повтори материал по учебнику. Внимательно изучи имеющиеся в тексте рисунки, схемы, таблицы. Обрати особое внимание на определения, правила, формулы.
4. Если по пройденному материалу у тебя сделаны опорные конспекты (например, карта памяти), просмотри их. Если опорных конспектов нет, составь. Это поможет тебе собраться с мыслями.
5. Что из повторенного материала показалось тебе самым важным? Ответь на данный вопрос письменно.
6. Попробуй проиллюстрировать пройденный материал собственными примерами.
................................................................................................................

Как подготовить доклад или реферат?

Это вполне естественные вопросы, которые тут же возникают в твоей голове, как только ты получил это задание. А ведь ты ученик старших классов и предполагается, что ты это умеешь делать. Мы хотим предложить тебе несколько советов, алгоритмов, которые могут тебе пригодиться.
1. Для начала - успокойся! Нет безвыходных ситуаций! Что такое доклад и реферат?
Доклад – сообщение на определенную тему, а также текст такого сообщения.
Реферат краткое изложение содержания книги, научной работы, подготовленное на основе.
2. Тебе необходимо определиться с темой доклада или реферата. В этом может помочь учитель, по учебному предмету которого ты готовишь выступление. Главное, чтобы тема была тебе понятной.
3. Как только ты определился с темой доклада или реферата, тебе необходимо подумать об источниках информации. У учителя-предметника ты можешь узнать, кто занимался изучением интересующей тебя темы   (обязательно запиши авторов).
4. Можно пойти в библиотеку, где по каталогу ты можешь подобрать интересующие тебя книги или журналы. Тебе могут предложить информацию и на других носителях информации: на аудиокассетах, на видеокассетах, на дисках.
5. Для поиска интересующей информации ты можешь использовать Интернет. Но как не запутаться во всемирной паутине? Ты наверняка уже освоил все поисковые системы (Rambler, Google, Yandex и другие), если нет, то попробуй поискать информацию в разных системах и найти более информативную для себя.
6. С чего начать поиск? Для успешного поиска информации тебе необходимо сформулировать запрос: подбери ключевые слова, введи и по результатам поиска изучай полученную информацию.
Помни! Хороший доклад или реферат – это не только скаченная из Интернета информация, а структурированный и тобой продуманный материал.
Если тебе не удается найти информацию в каталоге или в Интернете, обратись к сотрудникам библиотеки или центра информационной поддержки. Специалисты тебе помогут!
................................................................................................................

Как писать сочинения?

 Чтобы получить удовольствие от такого интересного, творческого вида работы как сочинение, необходимо хорошо подготовиться к нему: выбрать тему, продумать план (в этом тебе поможет см. схема). Приступать к работе над сочинением по литературному произведению можно только после его внимательного (лучше неоднократного) прочтения.
 1. Выбор темы сочинения зависит от твоих симпатий, вкусов, отношения к героям произведения.
 2. План сочинения должен включать в себя 3 пункта: вступление, основную часть и заключение.
 3. Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы, обозначить проблемы (в форме вопросов или утверждений), которые тебе предстоит раскрыть в основной части сочинения. В заключении необходимо сделать выводы, ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.
 4. Если ты решил выбрать эпиграф к своему сочинению, помни, что ЭПИГРАФ – это краткое изречение, взятое из литературных источников, отражающее ведущую мысль, характер темы.
 5. Чтобы подтвердить свои мысли, используй краткие, точные и дословные выдержки из текста – цитаты.
 6. Об особенностях сочинений разных жанров (сочинение-размышление, эссе, анализ поэтического произведения и т. д.) расскажет учитель. Не стесняйся задавать ему вопросы!
 7. Твоя письменная речь (как и устная) должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем!
 Схема
1. Я выбрал эту тему, потому что ___________________________________________________________________
2. Чтобы раскрыть тему, я должен ответить на следующие вопросы:_______________________________________________
3. Для того чтобы ответить на эти вопросы, я должен:
проанализировать следующую литературу (словари, научные исследования по данному произведению ...):________________
получить информацию из других источников (телевидение, радио, кинофильмы, и т. д.):________________________________
выбрать цитаты по теме сочинения.
4. План моего сочинения:
1) Вступление (выпиши основную мысль вступления): ___________________________________________________________________
2) Основная часть.

Мысль

Эпизод

Цитата

 

 

 


3) Заключение (выводы):__________________________________
Если учитель, проверяя твое сочинение, поставил на полях следующие буквы (знаки), это означает:

Буква

Вид ошибки

Что означает

I

Орфографическая       

Ошибка на правило орфографии

V

Пунктуационная

Неверно расставлены знаки препинания

Z

Красная строка

Пропущена красная строка

Ф

Фактическая

Искажение фактов, событий

Р

Речевая

Неоправданное повторение одних и тех же слов, неправильное употребление их значения, употребление лишних слов, нарушение порядка и связи слов в предложении

Г

Грамматическая

Ошибки в образовании слов и построении предложений

Л

Логическая

Нарушение логической связи между предложениями в тексте


fipikpmomimc2ros_obrazobrazov_kr_krtusur