Информационно-методический центр            "Человек, не читающий книг,
                    МБОУ "СОШ №9" г. Лесосибирска                                    удивительно скучен".
                                                                                                                      Е. Вильмонт
    Электронные          Словари и          Газеты и         Страничка           Школа
        библиотеки             энциклопедии           журналы         юного читателя          читателя


Инструкция 1 - КАК ПЕРЕЛИСТЫВАЮТ КНИГУ
Книгу просматривают неторопливо и внимательно. Ее кладут на ладонь правой руки, а левой перелистывают от начала к концу.
Очень ценные, легко рвущиеся, тяжелые, толстые, с тугими корешками книги кладут на стол или ставят на пюпитр, если таковой имеется.
Нельзя:
• прикасаться к книге мокрыми руками;
• перелистывать ее с ручкой в руке;
• делать резкие движения с силой;
• переворачивать страницы за уголок.

Инструкция 2 - ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ КНИГИ - девиз истинного книголюба
Отличить книголюба легко - он обращается с книгами умело и бережно
Вот как он это делает:
• Берет сухими и чистыми руками
• Раскрывает, не повредив корешка
• Перелистывает, легко прикасаясь к страницам
• Обертывает книги бумагой или надевает на них обложки
• Для отметки нужных мест в тексте пользуется тонкими закладками
• Фразы, которые хочет обдумать, еле заметно помечает карандашом
• Закончив работу, тщательно стирает эти отметки мягким ластиком
• Размышлениями о прочитанном делится со своим другом и дневником
• Возникающие при чтении мысли записывает на вложенных листочках
• Рисунки и схемы ксерокопирует или перерисовывает, глядя на них
• Текст, который еще понадобится, выписывает или конспектирует
• Понравившиеся эпизоды зарисовывает в альбом
• Закончив чтение, кладет книгу на место
• Хранит на книжных полках или в шкафах
• Переносит в чистых портфелях и пакетах.
КАЖДЫЙ, КТО ТАК ПОСТУПАЕТ, МОЖЕТ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ КНИГОЛЮБОМ!
КНИГОЛЮБ - ЭТО ПОЧИТАТЕЛЬ И ВЕРНЫЙ ЗАЩИТНИК КНИГИ.

Инструкция 3 - КАК ВЫБИРАТЬ КНИГИ
В библиотеке собраны тысячи книг. Прочесть все невозможно!
Но ты сможешь читать:
• именно те, которые тебе по душе,
• как раз те, которые наилучшим образом помогают справляться с заданиями,
• только те, в которых содержатся правдивые и ясные ответы на твои вопросы,
• наверняка те, иллюстрации в которых доставляют радость и помогают лучше понимать мысли автора.
Это возможно, если читатель ищет и выбирает книги правильно
Как же правильно? Вот как: прежде чем приступить к поиску, постарайся в мыслях точно определить - зачем тебе книга, чего ты ждешь от нее, то есть подумай о цели своего чтения.
Например, очень часто людям хочется с помощью книги:
• поднять себе настроение,
• разобраться в сложной ситуации,
• оценить уровень своих знаний,
• понять другого человека,
• сопоставить точки зрения,
• отлично выполнить задание.
Чтобы достичь своей цели, надо продумать ход поиска книги, определить возможные источники и выбрать из них самый удобный.
БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО СПОСОБОВ ПОИСКА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЫБОРА - ИСПОЛЬЗУЙ ИХ!

О ТЕМЕ И ЦЕЛИ ЧТЕНИЯ
Представь: два читателя хотят взять книгу на одну тему — о собаках. Оба уже нашли полку с литературой по собаководству и теперь выбирают. Один перебирает книги нерешительно, колеблется и после долгих поисков отходит от стеллажа с пустыми руками. Второй действует уверен. Перед читателями были одни и те же книги. Почему одному из них ничего не удалось найти? Может быть, второй читатель владеет каким-то секретом поиска? Если б у него о том спросили, он ответил бы просто: «Я точно знаю, зачем мне книга по этой теме — хочу устроить своему щенку удобное жилье». Оказывается, второй читатель не только сформулировал тему (о собаках), но и мысленно представил, как воспользуется полученной информацией. Секрет его удачи в целенаправленности, а помог он себе сам. Именно этого недоставало первому читателю — тот был готов к поиску только наполовину.
ЦЕЛЬ НАПРАВЛЯЕТ ПОИСК, ОНА ПОМОГАЕТ ЧИТАТЕЛЮ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СОДЕРЖАНИИ КНИГ И ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР.
Прежде чем приступить к поиску, мысленно сформулируй не только тему, но и цель чтения. ТЕМА— это тот предмет, о котором ты хочешь читать. Предположим, ты уже знаешь, О ЧЕМ тебе нужна книга. Теперь хорошенько подумай, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ты будешь ее читать, ЗАЧЕМ тебе новая информация, КАК собираешься ее использовать. Если тебе самому стало понятно, чего ждешь от книги, ты ГОТОВ К ПОИСКУ. Теперь ты знаешь, ЧТО тебе нужно. ДЕЙСТВУЙ!
ПОМОЩЬ ОТ КНИГИ ПОЛУЧИТ ЛИШЬ ТОТ, КТО ЗНАЕТ, ЗАЧЕМ ЕЕ ЧИТАЕТ!

ПРАВИЛА ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ
Хорошо, если в нужный момент в руках оказывается именно та книга, которая помогает справиться со сложностями. Помнишь, как герой книги Джоан Ролинг «Гарри Поттер и Кубок огня» долго-долго искал книгу, которая помогла бы ему выполнить третье задание Турнира Трех Волшебников? В ночь перед турниром «...Гарри с мыслью, что еще немного и он начитается на всю оставшуюся жизнь, снова обложился пыльными книгами и принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха». Просмотри книгу, еще раз вчитайся и вдумайся в знакомые строки — опыт Гарри Поттера поможет тебе понять основные правила поиска информации.
Правила поиска информации:
ПРАВИЛО № 1 — читатель должен хорошо понимать, ЧТО ему нужно, О ЧЕМ он будет читать. ЯСНО И ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИ ПРЕДМЕТ, ТЕМУ ЧТЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ.

ПРАВИЛО № 2 — читатель должен хорошо представлять, чего он ждет от книги, как использует полученную информацию. ОБДУМАЙ, ЗАЧЕМ БУДЕШЬ ЧИТАТЬ И МЫСЛЕННО СФОРМУЛИРУЙ ЦЕЛЬ ЧТЕНИЯ.

ПРАВИЛО № 3 — читатель должен спланировать последовательность своих действий и выбрать самый короткий путь к книге.
ПРОДУМАЙ ХОД ПОИСКА И ОПРЕДЕЛИ ЕГО НАИЛУЧШИЙ ИСТОЧНИК.
НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ МОЖЕТ КАЖДЫЙ!

Инструкция 4 - КАК ВЫБРАТЬ КНИГУ
Перечитать все библиотечные книги не удалось никому. Да и нужно ли читать все без разбора? Удовольствие и пользу ты получишь от тех книг, которые выбрал с толком. УЧИСЬ ИХ ИСКАТЬ и ВЫБИРАТЬ!
Первый шаг к книге надо сделать в уме — мысленно определить ЦЕЛЬ ЕЕ ЧТЕНИЯ. Задай себе вопрос: «Зачем я буду читать?»
Ты сформулировал для себя ответ? Да. Значит, ты готов ко второму шагу. Теперь тебе предстоит определить, КАКИМ ОБРАЗОМ ОТЫСКАТЬ ее побыстрее. Тот, кто думает, что достаточно подойти к стеллажам, и нужная книга сама окажется в руках, ошибается. Сделать верный шаг к нужной книге — это значит: ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТОЧНИК ЕЕ ПОИСКА ИЛИ ВЫБОРА.
БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО ИСТОЧНИКОВ:
• если тебе нужна определенная книга о наличии книг информирует АЛФАВИТНЫЙКАТАЛОГ
• если те нужно выполнить домашнее задание твоими помощ-никами станут СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ каталог, КАРТОТЕКА СТАТЕЙ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ картотеки, папки, выставки, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ, РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ СПИСКИ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ
• если тебя интересуют книжные новинки ты найдешь их на ВЫСТАВКЕ «Скажем книге: «Здравствуй!»
• если ты захочешь узнать, какие журналы и газеты есть в библиотеке загляни В РЕГИСТРАЦИОННУЮ КАРТОТЕКУ ПЕРИОДИКИесли ты не можешь решить, что взять обратись К книгам на ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ, ТЕМАТИ-ЧЕСКИМ ВЫСТАВКАМ, ВЫСТАВКЕ НОВЫХ КНИГ, РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫМ СПИСКАМ

Инструкция 5 - ЕСЛИ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ, ПОСОВЕТУЙСЯ С БИБЛИОТЕКАРЯМИ!
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ БИБЛИОТЕКИ (СБА) - ЭТО:
• АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ
• СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ
• ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОТЕКИ и ПАПКИ
ЧТО ТАКОЕ СБА? ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ - БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ.
КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖЕН СБА? ОН ПОМОГАЕТ ТОМУ, КТО:

• подбирает литературу по личным вкусам и интересам,
• хочет хорошо выполнять домашние задания, писать содержательные сочинения и рефераты,
• стремится к самостоятельности суждений и занимается самообразованием.
КАК СБА ЭТО ДЕЛАЕТ?
АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ
содержит сведения обо всех книгах библиотеки — он сразу отвечает на вопрос, есть ли в ней нужное издание.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ подсказывает читателю содержание книг — сведения о них расположены в нем по отраслям знания.
ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ содержат основные сведения о предметах, кратко объясняют их смысл и значения слов, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ дают советы о том, что читать.
ТОТ, КТО ИСПОЛЬЗУЕТ СБА, ИДЕТ К ЗНАНИЯМ КРАТЧАЙШИМ ПУТЕМ!

Инструкция 6 - ЧТО ТАКОЕ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КАТАЛОГ
В библиотеке собрано несколько тысяч книг разного содержания. Сведения о каждой из них записаны на специальной карточке. По этим записям одну книгу можно отличить от другой. Книги читатели берут домой, а карточки с их описаниями всегда хранятся в библиотеке. Для быстроты поиска данных о книгах, карточки расставляют строго по порядку. Получается перечень всех библиотечных книг —
КАТАЛОГ.
Карточки с описаниями книг можно расставить по алфавиту их авторов и названий. Так организован АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ. Если знать алфавит, легко узнать, книга каких авторов есть в библиотеке. Карточки с описанием книг сходного содержания можно собрать вместе, дать каждой группе свой номер и поставить их по порядку номеров — получится система. Так организован СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ. Читатель, знакомый с его устройством, очень быстро может подобрать книги по теме. Каталожные карточки ставят в маленькие выдвижные ящики, делают на них пояснительные надписи и по порядку расставляют в большой каталожный ящик. Читатель по надписям определяет нужный ему ящичек, выдвигает его, просматривает описания на карточках и по ним отбирает необходимые книги.
КАТАЛОГИ - ЭТО МОЗГ БИБЛИОТЕКИ: В ИХ ПАМЯТИ ХРАНЯТСЯ СВЕДЕНИЯ ОБО ВСЕХ КНИГАХ. КАТАЛОГИ ДАЮТ ТОЧНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ.

fipikpmomimc2ros_obrazobrazov_kr_krtusur